Эмблема ABSABS (Antilock Brake Sistem) призвана на помощь водителю. Не допуская блокировки колес при торможении, ABS позволяет наиболее эффективно снизить скорость автомобиля.

Назначение ABS

АБС – антиблокировочная система тормозов предназначена для исключения блокировки колес во время торможения автомобиля. АБС автоматически регулирует тормозной момент и обеспечивает одновременное торможение всех колес автомобиля. АБС так же повышает устойчивость автомобиля во время торможения, давайте разберемся как это происходит, для начала определим чем опасна блокировка колес.

Во время экстренного торможения или торможения на скользком покрытии возможна блокировка передних колес. Блокировка колес во время торможения, особенно на скользком покрытии не только не снижает тормозной путь, но и увеличивает его, кроме увеличения тормозного пути автомобиля блокировка колес несет в себе еще один негативный фактор, а именно: автомобиль прекращает слушаться руля, происходит так называемый снос передней оси. В тот момент когда колеса заблокированы автомобиль превращается в неуправляемый снаряд, особенно опасна блокировка колес на переднеприводном автомобиле, это обусловлено тем что двигатель может заглохнуть если в момент блокировки включена передача. Заблокированные колеса так же не позволяют совершить маневр, что может помочь избежать ДТП, может вообще возникнуть очень опасная ситуация: водитель совершая экстренное торможение допускает блокировку колес, при этом пытаясь объехать препятствие начинает вращать руль, эффекта разумеется нуль. Возникает скольжение автомобиля с повернутыми в сторону колесами, если в этот момент отпустить педаль тормоза или автомобиль выйдет на участок дороги с хорошим сцеплением (колеса разблокируются сами), то получиться рывок в сторону, что очень опасно в городском потоке.

АБС не допускает блокировки колес при любом торможении, будь то экстренное торможение или торможение на очень скользкой поверхности, т.е. автомобиль не теряет управляемость, а соответственно во время торможения появляется возможность совершать маневр.

Типы конструкций ABS

Вне зависимости от конструкции ABS включают в себя следующие элементы:

  • Датчики – предназначены для выдачи информации об угловой скорости колес, кроме того, при помощи датчиков контролируется давление в тормозной системе, замедление автомобиля;
  • Исполнительные механизмы (модуляторы давления) – предназначены для снижения увеличения или поддержания давления тормозной жидкости в контуре тормозной системы;
  • Блок управления – предназначен для обработки информации с датчиков, а так же для управления исполнительными механизмами.

Антиблокировочные системы, устанавливаемые на автомобиль, могут иметь различные конструкции и быть нескольких типов:

  • Механические АБС – распространения не получили;
  • Электромеханические;
  • Гидравлические – наиболее распространенные;
  • С общим регулированием – так называемые, одноканальные ABS;
  • С раздельным регулированием по осям – двухканальные ABS;
  • С раздельным регулированием каждого колеса – многоканальные ABS.

В настоящее время наиболее часто встречаются двухконтурные либо четырехконтурные системы АБС, двухконтурная АБС регулирует давление тормозной жидкости в каждом отдельном контуре (передняя и задняя ось регулируются отдельно). Четырех канальная система регулирует давление тормозной жидкости на каждом отдельно взятом колесе, соответственно стоимость и сложность такой системы выше, однако, и эффективность четырехканальной системы выше.

Принцип работы ABS

Рассмотрим принцип работы двухконтурного гидравлического тормозного привода высокого давления с АБС (рисунок 1).

Рисунок 1. Устройство двухконтурного гидравлического тормозного привода с ABS.

Принципиальная схема системы тормозов с ABS

  1. датчики;
  2. модулятор;
  3. блок управления;
  4. гидроаккумулятор;
  5. клапан;
  6. клапан;
  7. насос;
  8. бачок.

При нажатии на педаль тормоза давление от гидроаккумуляторов 4 передается к модуляторам 2, блок управления считывает информацию с датчиков 1 в режиме реального времени. Как только происходит блокировка колеса, блок управления дает команду модулятору на открытие клапана, происходит сброс жидкости в гидроаккумулятор 4. После того как давление жидкости падает, колесо разблокируется, блок управления дает команду модулятору на открытие второго клапана, давление вновь передается от аккумулятора в тормозной цилиндр, таким образом, происходит замкнутый цикл по поддержанию давления. Периодичность цикла достаточно высока – до 25 импульсов в секунду. Момент включения АБС можно почувствовать по характерному дрожанию тормозной педали, дрожание так же сопровождается звуком (треск). Водителю, не имевшему опыта эксплуатации автомобиля с АБС, стоит потренироваться на закрытой площадке, заставляя АБС работать принудительно, в противном случае в момент включения ABS в критической ситуации, начинающий водитель может запаниковать и отпустить педаль тормоза, что может привести к очень серьезной аварии.

Как эксплуатировать автомобиль с ABS.

Как наиболее безопасно эксплуатировать автомобиль с ABS, спросим у специалиста, сегодня на этот вопрос отвечает Ярослав Федоров.  Ярослав Федоров Кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту, профессиональный автоспортсмен, участвующий в Кубке и Чемпионате России по авторалли. Руководитель Школы Водительского Мастерства http://kiwamaru-school.ru/

ABS — преимущества и недостатки.

Большинство современных автомобилей оснащены различными электронными «системами-помощниками», включая ABS — АнтиБлокировочнуюСистему.

Как следует из названия, система не допускает блокировки колес на торможении. Большинство из нас имели опыт езды на стареньких «Жигулях» и испытывали неприятные ощущения, когда при интенсивном торможении колеса блокируются и автомобиль «юзом» продолжает движение прямо, как баллистический снаряд — даже несмотря на то, что передние колеса в этот момент могут быть вывернуты до упора. В момент блокировки колеса теряют сцепление с поверхностью дороги и из состояния вращения переходят в состояния скольжения — автомобиль в этот момент неуправляем !!! И единственная возможность вернуть автомобилю управляемость — это отпустить педаль тормоза, что гражданскому водителю психологически очень сложно — особенно когда препятствие стремительно надвигается.

Главным преимуществом системы ABS является именно решение этой проблемы — автомобиль достаточно интенсивно тормозит, но при этом остается управляемым и по более широкой траектории, но все же реагирует на поворот руля — система, чувствуя, что колесо заблокировалось, ослабляет тормозное усилие и колесо от скольжения снова переходит к вращению — в этот момент автомобиль немного меняет траекторию. Далее следует череда блокировки и вращения колес — очень наглядно это выглядит снаружи, а по ощущениям водитель чувствует «отдачу в педаль тормоза».

К недостаткам системы ABS нужно отнести значительное увеличение тормозного пути на скользком и неровном покрытии (лед, мокрая трава, гравий, рыхлый снег): на льду система вступает в работу рано и работает слишком интенсивно — вместо того, чтобы тормозить, автомобиль «прокатывается»; а на рыхлых покрытиях автомобиль с заблокированными колесами остановился бы быстрее, используя «эффект плуга», когда передние колеса нагребают перед собой «вал», в который упираются до полной остановки.

В любом случае, система ABS, как и любая другая вспомогательная система, вступает в работу в случае ошибки водителя — педаль тормоза нажата больше, чем необходимо. Поэтому рекомендуется работать с педалью тормоза деликатно — четко дозируя усилие, чтобы находиться на грани блокировки колес — именно при таких условиях автомобиль тормозит максимально эффективно.

Если все-таки ABS вступила в работу, но водитель понимает, что торможение будет малоэффективным, нужно заставить себя отпустить педаль тормоза и нажать с чуть меньшим усилием, постепенно увеличивая силу давления (прямо пропорционально замедлению автомобиля) — наиболее правильным будет «ступенчатое» торможение, потому что нет моментов, когда колесо «прокатывается» и автомобиль все время тормозит, используя каждый сантиметр отведенного пространства.

Так же водитель может имитировать работу ABS «прерывистым\импульсным» торможением, быстро сильно нажимая и отпуская педаль тормоза. По сравнению со «ступенчатым» торможением, тормозной путь при этом будет более продолжительным (часть пространства, которое нужно тратить на торможение, автомобиль просто «катится»).

В любом случае, «продавливание» педали тормоза в надежде, что автомобиль затормозит, будет неправильным.

Руководитель Школы Водительского Мастерства, Ярослав Фёдоров.

Комментарии (3)

  1. Traveler:

    Да, уж. Наш автопром отстал от мирового на целые десятилетия. Когда все это было внедрено в кап. странах, у нас ничего подобного и не было. Все подробно и понятно написано, спасибо.

  2. admin:

    Не согласен, очень многие вещи были разработаны нашими специалистами

  3. Tatyana Dmitrieva:

    Спасибо тому, кто придумал ABS. Однажды эта система спасла мне жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *