Доброго времени суток уважаемые посетители сайта Я — АВТОЛЮБИТЕЛЬ.

Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с разными угловыми скоростями при совершении маневров. Дифференциал распределяет момент между ведущими колесами. Дифференциалы могут отличаться по типу конструкции, по расположению в трансмиссии, а так же по распределению момента.

Типы дифференциалов

Разность скоростей вращения ведущих колес возникает при прохождении поворотов, а также неровностей дороги, если при этом скорость вращения колес будет одинаковой, то повысится расход топлива, износ шин.

Дифференциалы могут различаться по способу установки, иметь различную конструкцию, а так же  распределять крутящий момент от двигателя неравномерно, или наоборот равномерно. Рассмотрим различные типы конструкций дифференциалов, а также дадим краткое описание конструктивных особенностей, дифференциал может быть:

  • межколесный – предназначен для распределения крутящего момента между колесами транспортного средства, устанавливается соответственно между колес.
  • межосевой – предназначен для распределения крутящего момента между ведущими мостами транспортного средства. Механизм устанавливается либо в раздаточной коробке, либо между главными передачами многоприводных автомобилей.
  • симметричный (рисунок 1 а, б) – распределяет крутящий момент между колесами или осями поровну, чаще всего применяется на автомобиле в качестве межколесного дифференциала, реже в качестве межосевого (когда есть необходимость распределить момент между ведущими мостами поровну). Передаточное число симметричного дифференциала равно 1, осевые шестерни 3 и 4 соответственно имеют равное количество зубьев и одинаковы в диаметре.
  • несимметричный (рисунок 1 в, г) – распределяет крутящий момент между осями не поровну, его передаточное число не равно 1, диаметры неодинаковые, соответственно количество зубьев тоже. Чаще всего такие механизмы применяются в качестве межосевых, когда возникает необходимость неравномерного распределения крутящего момента, в соответствии с нагрузкой на ведущих мостах.

Рисунок 1. Схемы шестеренных дифференциалов.

Схемы шестеренных дифференциалова, б – симметричные;

в, г – несимметричные;

  1. корпус;
  2. сателлит;
  3. шестерня;
  4. шестерня.

Несимметричные дифференциалы применяются на легковых автомобилях, когда необходимо сделать акцент на одну из осей. Наиболее яркий пример полноприводые автомобили Jaguar, где на переднюю ось приходится только 30% крутящего момента, акцентируя характер заднеприводного автомобиля, что соответствует традициям и характеру марки. Возможно увеличение крутящего момента, предаваемого на переднюю ось автомобиля, по сравнению с моментом на передаваемым на заднюю ось, таким образом, подчеркивается переднеприводный характер автомобиля.

Устройство и принцип работы дифференциала

При прямолинейном движении по ровной дороге, ведущие колеса проходят одинаковый путь, т.е. их угловые скорости равны. При этом корпус дифференциала, сателлиты, и полуосевые шестерни вращаются как одно целое, получая крутящий момент от ведомой шестерни 5 (рисунок 2, б) главной передачи. Оба колеса при этом имеют одинаковые крутящие моменты, сателлиты 4 при этом, не вращаясь вокруг собственной оси, как бы заклинивают полуосевые шестерни.

Рисунок 2. Устройство и принцип работы дифференциала.

а – устройство;

б – схема работы во время прямолинейного движения;

в — схема работы во время поворота;

  1. корпус (чашка);
  2. полуосевые шестерни;
  3. крестовина;
  4. сателлит;
  5. ведомая шестерня главной передачи;
  6. ведущий вал главной передачи;
  7. полуоси.

При повороте (рисунок 2 в) внутреннее колесо проходит меньший путь, соответственно необходимо изменять его скорость. Скорость полуосевой шестерни 2 слева уменьшается, сателлиты, вращаясь вместе с корпусом, упираются зубьями в зубья полуосевой шестерни слева. Сателлиты при этом начинают вращаться вокруг своей оси, ускоряя вращение правой полуосевой шестерни, в результате чего ведущие колеса вращаются с разными скоростями, без проскальзываний и буксования. На колесе, крутящимся с большей скоростью, крутящий момент при этом ниже.

Во время работы дифференциала имеется один негативный момент: если одно ведущее колесо будет на твердом участке дороги, а второе на скользком или размокшем вращаться будет, то колесо которому легче, соответственно возникает ситуация когда невозможно тронуться с места. Для того чтобы исключить подобные ситуации применяют принудительную блокировку дифференциала, жестко соединяя полуосевые шестерни 2, с корпусом дифференциала, колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. С заблокированным дифференциалом допускается движение на низкой скорости, в противном случае резко возрастает нагрузка на полуоси и ведущие колеса, а так же резко возрастает износ резины и увеличивается расход топлива. Для того чтобы исключить все вышеперечисленные негативные явления, многие дифференциалы при возрастании скорости разблокируются автоматически.

Список литературы: Вакхламов В.К. «Автомобили основы конструкции». Родичев В.А. Родичева Г.И. «Тракторы и автомобили».

Если Вам есть что добавить о дифференциале или Вы можете поделиться своим опытом, обязательно оставьте комментарий ниже:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *