Доброго времени суток уважаемые посетители сайта Я — АВТОЛЮБИТЕЛЬ.

Главная передачаГлавная передача представляет собой шестеренный механизм, предназначенный для повышения передаточного числа трансмиссии. Главная передача постоянно увеличивает крутящий момент двигателя, подводимый к ведущим колесам, а также уменьшает скорость их вращения до необходимых значений. Основным параметром главной передачи (Г.П.) является передаточное число, причем на одной и той же модели автомобиля передаточные числа г.п. могут быть различными, в зависимости от мощности и объема двигателя.

Типы главных передач.

Главные передачи, применяемые на автомобилях, могут сильно различаться по конструкции (Рисунок 1), а также числу ступеней, типу, рассмотрим типы конструкций главных передач:

одинарные главные передачи – состоят из одной пары шестерен.

  • гипоидная;
  • коническая;
  • цилиндрическая;
  • червячная;

двойные главные передачи – имеют две зубчатые пары.

  • разнесенная;
  • центральная;

Рисунок 1. Главные передачи.

Главная передача типыа, б, в – одинарные;

г, д – двойные;

е – редуктор;

l – гипоидное смещение;

  1. ведущая шестерня;
  2. ведомая шестерня;
  3. червяк;
  4. червячная шестерня;
  5. конические шестерни;
  6. цилиндрические шестерни;
  7. полуось;
  8. солнечная шестерня;
  9. сателлит;
  10. ось;
  11. коронная шестерня.

Одинарные г.п:

Гипоидная г.п. (рисунок 1 б) устанавливается на легковых, а так же и на грузовых автомобилях, может иметь верхнее или нижнее гипоидное смещение l, в зависимости от условий компоновки. Верхнее гипоидное смещение l, чаще всего применяется на многоосных автомобилях, для того чтобы вал ведущей шестерни был проходным. Нижнее гипоидное смещение l, в свою очередь чаще всего применяется на легковых заднеприводных автомобилях, что позволяет расположить карданную передачу ниже, вследтстивие чего снижается центр тяжести автомобиля, что позитивно сказывается на его устойчивости. Гипоидная г.п. достаточно прочная, отличается высокой плавностью зацепления, а так же имеет довольно низкий уровень шума, к положительным свойствам гипоидной г.п. так же можно отнести ее малые габариты и высокий КПД 0,96…0,97 . Все выше названные преимущества гипоидной г.п. позволяют использовать их как в легковых автомобилях с любым приводом, так и в грузовых автомобилях, при чем вместо двойной г.п. Гипоидная г.п. требует высокой точности изготовления, а так же сборки и регулировки, кроме того, гипоидная г.п. требует применения специальных масел с особыми присадками, образующие на ее зубьях прочную масляную пленку.

Коническая главная передача устанавливается на легковых, а так же на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Шестерни 1 и 2 установлены таким образом, что их оси лежат в одной плоскости и пересекаются, шестерни выполняются со спиральными зубьями. Коническая г. п. имеет достаточно высокую прочность зубьев шестерен, а так же небольшие размеры, вследтстивие чего снижается центр тяжести втомобиля, ее КПД равен 0,97 – 0,98.

Цилиндрическая г.п. получила применение в переднеприводных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя, цилиндрическая г.п. не изменяет направления, передаваемого крутящего момента, и является самой простой главной передачей. К недостаткам цилиндрической г.п. отнотносятся: высокий уровень шума, а так же достаточно большие габариты, что негативно сказывается на дорожном просвете.

Червячная г.п. может быть выполнена с нижним либо верхним расположением червяка 3 относительно шестерни 4. В настоящее время червячная главная передача используется крайне редко, так как достаточно сложна в изготовлении, а так же требует оловянистую бронзу, что делает её самой дорогостоящей.

Двойные главные передачи

Двойные г.п. получили весьма широкое распространение на грузовых автомобилях  а так же на тракторах и прочей технике специального назначения, так же применяется на полноприводных многоосных автомобилях и автобусах. Двойная г.п. обеспечивает передачу большого крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, двойные г.п. имеют две зубчатые пары.

Разнесенная главная передача  имеет (рисунок 1 д) коническую пару шестерен 5, находящуюся в картере, расположенного в центральной части ведущего моста, а цилиндрические же шестерни 6 в свою очередь находятся в колесных редукторах. К цилиндрическим шестерням крутящий момент от конических, при помощи полуосей 7, через дифференциал.

Центральная г.п. соединяет в одном картере коническую и цилиндрическую пары, размещенные в центре ведущего моста.

Список литературы: Вакхламов В.К. «Автомобили основы конструкции».

Если Вы можете поделиться своим опытом или Вам есть что добавить о главной передаче, обязательно оставьте комментарий ниже:

1 комментарий

  1. Бронислав:

    Как все продумано и упорядоченно, придумал же человек. Я видел подобный старинный механизм, только использовался он на мельнице.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *